Главная Новости Культура Как Деда Мороза Сантой подменяют.

Как Деда Мороза Сантой подменяют.

Советская новогодняя открытка.

Сегодня мы празднуем наступление Нового года и, разумеется, праздник невозможен без главного сказочного персонажа — Деда Мороза, об истории появления которого некоторые наши современники стали забывать.

Наше.

Сегодня дедушку нередко путают с заморским Санта Клаусом и даже в Калининграде на днях был замечен Санта, а не Дед Мороз, который поздравлял горожан, разъезжая на мотоцикле. Давайте попробуем разобраться в чём отличие этих персонажей. Дед Мороз своим появлением уходит в далёкое прошлое прародителей (в данном случае) русского народа — славян. Они персонифицировали Мороз, как природную стихию, в виде невысокого старичка с длинной седой бородой. Поговаривали, что он бегал по зимним полям, вызывая трескучие морозы. Оттого его и называли ещё Студенец или Трескунец. Снежная морозная зима для славян, как земледельцев была предвестником будущего обильного урожая. И в крещенские морозы совершали обряд «кликанья Мороза». Его зазывали на трапезу и угощали блинами и

Дед Мороз и Снегурочка с ребёнком. Фото: znamyuzl.ru

кутьёй (традиционная поминальная еда). Последней угощали по причине того, что это совпадало со временем дохристианской традиции призыва в дом душ умерших предков. Еду для Мороза оставлялась на окне или крыльце, с просьбой не приходить летом и не портить урожай. В русских пословицах, поговорках и сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника. Он описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, после публикации сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович». Этот персонаж и ёлка с Новым годом долго существовали по раздельности, но во второй половине XIX века в России решили создать самобытного деда, который дарил бы подарки русским детям на Рождество не хуже, чем германо-польские христианские образы Старого Рупрехта или Святого Николая. В 1886 году впервые возникает официальный образ

Дед Мороз и лошади. Картинка: yuliiaantropova

«Морозко» из одноимённой сказки. К тому времени существовало до сорока её русских разновидностей, около тридцати украинских и одиннадцать белорусских. Но после революции Дед Мороз, вместе с рождественскими традициями, подвергся гонениям и был возвращён советским гражданам только после выхода в газете «Правда» статьи с предложением организовать для детей празднование Нового Года. 30 декабря 1935 в первом в СССР Харьковском Дворце пионеров, прошла первая официальная новогодняя ёлка. Двумя годами позже Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов. С той поры и сложился знакомый нам сегодня образ Деда Мороза — старика в голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке и в валенках. Он ездит на тройке лошадей и часто приходит либо в сопровождении внучки Снегурочки, либо мальчика Нового Года — преемника Деда Мороза. Его часто изображали на новогодних открытках конца 50-х — середины 80-х годов 20-го века.

Что касается Родины Деда Мороза, тут всё непросто. С одной стороны это вся необъятная земля славян, а с другой некая географическая

Дед Мороз возле своей резиденции в Великом Устюге. Фото: yandex.ru

точка.  В 80-е годы таковой называли Архангельск (по инициативе обкома ВЛКСМ, между прочим). Ну а с развалом Советского союза изменилась и жизнь Деда Мороза. Так, в начале 1991 года его образ коммерциализировали — возникли ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза» с регистрацией соответствующих товарных знаков. Ещё через четыре года в Лапландском заповеднике Кольского полуострова был запущен проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза» с резиденцией в Чунозерской усадьбе. Известный всем Юрий Лужков в 1998 году инициировал создание в Вологодской области государственного туристического проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» и 18 ноября, в момент наступления там крепких морозов, символически отмечают день рождения Деда Мороза. В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и других городов России. Только за первые три года существования проекта, количество туристов туда увеличилось с 2 тысяч до 32 тысяч и на сегодняшний день в Великий Устюг было направлено более миллиона писем от детей из различных стран. Благодаря этому, товарооборот в городе вырос в 15 раз, а безработица снизилась. Есть у Деда Мороза сказочная резиденция и в Мурманске, а в братской Белоруссии он живёт на территории национального парка «Беловежская пуща», неподалёку от сорокаметровой ёлки, которой уже более 120 лет.

Санта. Фото: 7sisters.ru

Не наше.

Санта-Клаус, которого мы можем видеть на продукции компании «Кока-кола» и прочей заокеанской атрибутике, к нашему Деду Морозу никак не относится. Да и к Новому году тоже. Это рождественский персонаж, созданный на основе образа христианского Николая Чудотворца или Святого Николая. У него, кстати, в отличие от российского новогоднего персонажа, и жена есть — миссис Санта-Клаус. Вся его прелесть только в том, что он дарит подарки детям на Рождество. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени. В период Реформации эту дату сдвинули на 24 декабря — на время рождественских ярмарок. Благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ставшее Нью-Йорком, образ святого Николая прижился на североамериканском континенте. В 1809 году «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга упомянула об обычае чествования святого Николая. В 1822 году преподаватель восточной и греческой

Санта на оленях. Рождественская открытка.

литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей стихотворную рождественскую сказку, повествующую о Санта-Клаусе и в канун Рождества 1823 года, её опубликовала газета «Sentinel».

Благодаря этому святой Николай превратился в Санта-Клауса и к 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус.В 1863 году американский художник Томас Наст использовал этого персонажа в серии политических карикатур и созданный образ приобрёл популярность. В своих рисунках Наст придумал и живописал быт Санты, упомянув, что он живёт на Северном полюсе и в специальной книге записывает хорошие и плохие поступки детей. В рисунках Наста меняется облик Санты: от толстого пожилого эльфа в меховом костюме к весёлому персонажу в полушубке. По мнению журналистов телеканала «History Channel», Наст рисовал Санта-Клауса с себя, как упитанного

Санта и Святой Николай. Фото: Sinterklaas01

невысокого человека, с большими усами и широкой бородой. Осовременил облик Санты художник Хэддон Сандблом для рекламы компании «Кока-кола» 1931 года. Он «нарядил его» в красный костюм с белой опушкой из меха и Санта начал передвигаться на санях, запряжённых оленями. К 1939 году рогатых в упряжке стало девять. Вот так образ христианского святого американцы превратили в свой символ Рождества и рекламный бренд «Кока-колы». И теперь, друзья мои, можете определяться, кто вам ближе – славянский Дед Мороз или штатовский Санта? Русские сказки или газированный напиток… Решать только вам. Часики тикают и до прихода главного символа нашего Нового года, совсем мало времени…

Владислав Тамга