Человек с большой буквы.

5 октября в Центральной городской библиотеке имени Рутмана прошли VIII «Рутманские чтения», под названием «Листая прошлого страницы».
Как несложно догадаться, они были посвящены памяти нашего земляка Исаака Яковлевича Рутмана – краеведа и первого Почётному гражданина города Советска. Приехав в наш город в 1956 году со своей семьей, молодой тогда ещё специалист приехал начал собирать всё, что относилось к истории этой земли, ставшей ему родной: целую и разбитую посуду, вещи, значки, награды, бумаги и газеты. Постепенно благодаря такому кропотливому труду он написал книгу «Из Советска в Тильзит», рассказав о наследстве, доставшемся советским людям от жителей прусского города. А ещё Рутман писал стихи, в которых пытался осмыслить след, оставляемый нами в жизни:
Уходит год неспешно и незримо.
Над вечностью смеется циферблат.
А жизнь бежит, бежит неумолимо,
И не вернуть мгновения назад.
Летят года минутами, часами,
И крутят стрелки чьею – то судьбой,
Что сделано тобой? И мной? И нами?
Как мы встречаем год очередной?
На встречах в библиотеке, носящей имя этого Почётного гражданина Советска, присутствовали его супруга Зинаида Владимировна и сын Михаил Исаакович. Дочь Елена Исааковна в этом году приехать не смогла.
Михаил Рутман – сын Исаака Рутмана: «Я считаю, что человек живёт памятью о месте где живёт он, где родились его предки. Это осознание своих корней и идентичности. Мой отец обладал невероятной интуицией в этом вопросе. В то время, когда земля бывшей Восточной Пруссии осваивалась советскими переселенцами и на её периоде до 45-го года был поставлен крест, отец сказал, что так быть не должно. Не бывает истории не нашей. Она вся наша и непрерывна. Как только мы это осознаем, начнём жить лучше. Не так как манкурты у Айтматова – люди с отключенными мозгами. Наше общество долго жило в состоянии манкуртизма: это было, а этого не было и если кто скажет, что оно было, тому не поздоровится! Но появился Исаак Рутман, который своей наивностью переломил такое отношение, доказав, что мы все в историческом общем процессе и нельзя отказываться от того, чтобы было на этой земле до нас. Невероятного обаяния человек был. Однажды, в 80-е годы, он путешествовал по Архангельской области на теплоходе, где-то там по Двине. И вдруг из толпы пассажиров на шею ему бросается женщина. Немолодая уже. Расцеловала его и говорит: «Я из первого выпуска вашего, 56-го года!» То есть прошло 30 лет, а его невозможно было забыть. Такой он был. Это относится и к студентам, и к гостям нашего дома. Всё моё детство – это толпы людей, которые шли через наш дом! Вот 30 человек сгрудились над столом, а отец вытаскивает старинные вещи из шкафа, раскладывает и рассказывает про них. Собирались. Я сейчас думаю – как он не боялся за эти вещи, которые дороже золота и бриллиантов? Было ведь два момента, когда с выставки украли пару экспонатов его. Например, наперстный крест священника 1812 года… Отец сильно переживал, но через несколько дней его принесли обратно. Нашли прямо в рейсовом автобусе в Советске. Видимо вор думал, что это драгоценный метал, а это была медь. Он ножиком по украшению провёл и поскольку медь мягкая, срезал чуток ребро. Ну а кому нужно не золото? Выбросили. Другой бы понаставил дверей, замков хренову тучу чтобы сохранить коллекцию, а отец никогда этого не делал. Был прост и всегда делился своими находками с окружающими. Святой человек был в этом смысле!»
Зинаида Владимировна рассказала гостям чтений о том, как они с Исааком приехали в Советск молодыми специалистами после питерского института. У её мужа тогда уже за плечами были шесть лет службы в армии. Начиная с 1944 года он, совсем ещё мальчик охранял склады на Финском фронте. Только после этого он закончил 10 класс и в 1951 году познакомился с будущей женой. Зинаида Владимировна тогда, как отличница получала Сталинскую стипендию – 80 рублей, больше, чем зарплата инженера…
Зинаида Максимова – жена Исаака Рутмана: «Мы познакомились в институте питерском. Я в кинотехникуме начинала, а затем уже поступила в институт, куда Исаак попал не от хорошей жизни. В то время началась антиеврейская компания и ему не удалось поступить в университет, а его мама Елена Соломоновна попала под гонения. До этого она была главным врачом, бравая такая женщина, выпускница Женского медицинского института в Петербурге. Туда она приехала в 20-е годы и после выпуска сделала карьеру, но после войны всё изменилось. Моя будущая свекровь, искренне преданная советской власти, потеряла должность и была исключена из партии. Она так тяжело это переживала, что заболела и слегла. Я тогда жила у тёти в большой коммуналке: 33 человека из 11 семей! Среди них была одна еврейская пара, которая очень трепетно ко мне относилась, беспокоилась за мою жизнь. И вот именно они дали нам с Исааком адрес врача, который мог помочь Елене Соломоновне. Он нас принял, выслушал и мы его отвезли к матери на такси. Не знаю о чём они с ней говорили за закрытыми дверями, но после его визита и рекомендаций она постепенно поправилась и вышла на работу, прожила 80 лет и умерла в день своего рождения 1 января. Но главврачом она уже не стала никогда».
«Рутманские чтения» имеют свободный формат и представляют собой встречу друзей, которые делятся воспоминаниями обо всём, что связано с нашим именитым земляком после, приурочив встречи к его дню рождения 4 октября.
Галина Уткина – директор Центральной библиотечной системы Советска: «Когда-то я предложила назвать библиотеку именем Исаака Яковлевича, а затем само собой получилось, что и чтения стали носить его имя. Это нужно чтобы сохранялась память о талантливом человеке. Мы заранее продумываем программу, ищем желающих поучаствовать, поделиться воспоминаниями, а затем готовим сценарий. Чтобы всё было не только интересно, но и кратко».
Одной из выступающих в этот раз была Людмила Рязанова, которая рассказала об очень личном опыте общения с Исааком Рутманом.
Людмила Рязанова – жительница Советска: «Я более тесно познакомилась с ним, когда работала фельдшером. Поэтому знаю его немного с иной стороны чем другие. Жаль, что не радостные были обстоятельства нашего знакомства и общения, что мне приходилось помогать ему из-за ухудшившегося состояния здоровья. Но несмотря на болезнь он запомнился мне своей позитивностью, открытостью и энергией. Удивительный был человек!»
Ну а Сергей Кириллов знал Рутмана с 1967 года, вместе с ним водил экскурсии, работал и общался до последних дней. Но особенно в его память врезалось то, как Исаак Яковлевич поднял из небытия память о заключённых концлагеря «Оффлаг-53» близ литовского города Пагегяй.
Сергей Кириллов – писатель, друг Исаака Рутмана: «Летом 76-го я от Рутмана впервые услышал о концлагере. Он не мог понять, почему есть место, где гибли наши пленные, но о нём молчат? Сам
он узнал об этом от одного поисковика, который находил захоронения Второй Мировой войны. Исаак Яковлевич стал настаивать на том, чтобы память о концлагере «Оффлаг-53» была увековечена и через год состоялось открытие мемориала. На памятных щитах там было сказано о более 10 тысячах погибших военнопленных. Но на самом деле их было вдвое больше. Нам об этом рассказывал Фёдор Бычков – один из узников этого лагеря, которому удалось сбежать. Там люди в большинстве своём от голода гибли. Вся земля на территории была выкопана и все корешки съедены, поскольку заключённых не кормили. Бычков рассказывал, что из растений уцелела одна сосёнка молодая в центре лагеря, которую не съели только потому, что подходы к ней немцы простреливали с вышек. Исаак Яковлевич был, на мой взгляд, одним их тех, кто дал толчок увековечиванию памяти об этом страшном месте».
Память о жертвах войны Рутман сохранил и в своём стихотворении «Колокола Хатыни», которое на встрече прочла библиотекарь Татьяна Кряквина:
Кровь в жилах от услышанного стынет,
В глазах темно, и в горле спазмы ком.
Звенят, звенят колокола Хатыни,
Стучат в сердца набатным языком.
Туман над полем нехотя растаял.
На ветках трёх берез блестит роса.
По плитам пепельным течёт река людская,
Разноязычна речь, тревожны голоса.
На срубах каменных, у каменных калиток –
Цветы, цветы – куда не кинешь взгляд.
Никто не позабыт, ничто не позабыто!
Нет, камни не молчат! Да, камни не молчат!
Нет, камни не молчат! Да, камни не молчат!
Священна боль за павших и доныне,
И завтра, на века, и на потом!
Звенят, звенят колокола Хатыни,
Стучат в сердца набатным языком!
Ну а советчанка Татьяна Кузьмина посвятила Исааку Рутману авторское стихотворение «Листая прошлого страницы»:
Собрались сегодня мы в библиотеке
Вспомнить о хорошем, добром человеке.
Годы пролетели быстро, как мгновенья,
Но не затихают «Рутманские чтения».
Город наш уютный, маленький, красивый
Он любил всем сердцем очень кропотливо!
Изучал край Прусский, ездил по селеньям,
Узнавал о многом из бесед, общений…
Дни, часы и годы, тихо, постепенно,
Собирал для книги материал бесценный!
С головой в работу эту окунулся
И мечтал, чтоб в город снова «Лось» вернулся…
Собирал монеты, редкие медали…
С Зинаидой дочку с сыном воспитали.
Находил он время творчеством заняться
И стихи в тетрадке до сих пор хранятся.
Город хорошеет, «Лось» гостей встречает,
Книгу о Тильзите молодёжь листает
И библиотека имя его носит,
Всех друзей в день памяти собирает осень…
На немецком здании памятный есть знак:
Здесь жил Почётный житель, Рутман Исаак!»
Конечно же были ещё выступления и тёплые слова, сказанные в память о виновнике «Рутманских чтений», который спешил жить и творить, успев многое сделать и снискать известность краеведа, поэта, писателя, стать почётным профессором Российской Международной академии туризма. Вот такой был интересный человек, имя которого сегодня носит городская библиотека Советска.
Ранее об установке мемориальной доски:
Владислав Тамга